?

Log in

История · фотографии


ЭТА ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК МНОГО МОЖЕТ ЗНАЧИТЬ ОДНО СЛОВО

Recent Entries · Archive · Friends · Profile

* * *
(как фотография стала «фотографией» или о том, какие еще были варианты…)

Слово «фотография» появилось не сразу. У него есть своя долгая и весьма занятная история. Все подробности развития событий очень обстоятельно описал в своей статье «Первоначальные названия фотографии» профессор Ермилов Н.Е. Статья была опубликована в журнале «Фотограф» в 1928 году. Если ваши предки выписывали этот журнал – вы можете прочитать обо все более подробно. Если же нет, то я не очень кратко перескажу суть дела.
Профессор Ермилов тщательно работал с первоисточниками (письмами главных персонажей истории изобретения фотографии). В его распоряжении была коллекция документов академика Гемеля*1, которая на тот момент хранилась в Академии наук в Ленинграде*2.


НЬЕПС И ГЕЛИОГРАФИЯ.
Нисефор Ньепс (известный скромняга и самый настоящий изобретатель фотографии) называл свое изобретение «гелиографией». Подтверждение этому – название так и не законченной работы, в которой он собирался описать свое изобретение («О гелиографии, или о способах автоматически закреплять действием света изображения, получаемые в камере-обскуре»). Написание этой работы историк Жорж Потонье относит к 1829 году*3.
Еще более раннее употребление слова «гелиография» Ньепсом, относится к 26 мая 1826 года. В письме своему сыну Изидору Ньепс пишет: «Mes travaux héliographiques sont en plaine activité» («мои гелиографические работы в полном ходу»*4). Оно так же встречается и в описании изобретения для Дагера («Сведения о гелиографии»*5), которое сделал Ньепс после заключения ими договора 5 декабря 1829 года*6.
Однако Ньепс, не считал это название окончательным (по крайней мере, он говорил об этом, когда презентовал своё открытие в Королевском обществе 8 декабря 1827 года*7).


ДАГЕР И ФИЗОТ.
Как известно из истории далее, Дагер сильно поработал над тем, чтобы участие в изобретении фотографии принадлежало только ему одному. Он старался внести как можно больше изменений не только в технологию. Художник не торопился нарекать своё детище «гелиографией». Дагер ни разу в письмах и документах не употреблял это слово, он понимал, что название процесса имеет огромное значение и чрезвычайно серьезно подходил к выбору подходящего слова. Можно предположить, что оно ему просто не нравилось, но если учесть его собственные более поздние варианты, то складывается абсолютно другое впечатление.
В своих письмах Ньепсу Дагер не дает никакого названия изобретению, а предпочитает ограничиваться лишь словосочетаниями «наши опыты» или «мои испытания».
В письме от 1 апреля 1835 года появляется новое слово - «физиотипия». Дагер осознавал, что оно не слишком удачное, писал об этом Изидору, но и более ранний вариант Ньепса признавать не хотел. Изидора в то время уже начал волновать тот факт, что новое название может устранить вклад его отца в изобретение фотографии. Однако, Дагер заверял его, что это лишь механическое дело, и оно никак не умоляет заслуг Нисефора Ньепса.
Еще одним вариантом дагеровского обозначения нового процесса стало слово «физиотипия» («phisiotipe ou empreinte naturelle»). Его относят к 1837 году.
К более ранним поискам относят записку, так же находящуюся в коллекции документов академика Гемеля. На ней неизвестной рукой написаны 7 греческих слов, которые бы могли стать основой для обозначения изобретения:
1. Физис – природа
2. Автэ – сам
3. Графо – пищу
4. Типос – отпечаток, изображение
5. Эйкон – изображение, портрет
6. Парастазис – изображение, представление
7. Алетес – истинный, действительный
Из этих слов было составлено 6 французских сочетаний - возможных вариантов названий.
1. Физотограф (слова 1,2,3)
2. Физотип (1,2.4)
3. Иконотофиз (5,2,1)
4. Паратофиз (6, 2, 1)
5. Алетофиз (7,1)
6. Физалетотип (1,7,4)
Ни одно из них, по всей видимости, и, по понятным причинам, не устраивало Дагера, и внизу, уже позже, он дописал своей рукой еще два названия: «физот» и «отофиз» )))))))))))
Итак, к 1837 году было уже 10 вариантов названия от самого Дагера и еще один, придуманный Ньепсом («гелиография»). Причем более ранний вариант не отдавал таким идиотизмом как последующие. Поэтому Дагер не останавливался в своих поисках.
К июню 1837 года Дагер приглашает сына Ньепса к себе в Париж, чтобы продемонстрировать итоги своих работ. Изидор поражается качеству изображения, а Дагер настаивает на том, что эти изображения сделаны по новому, лично им изобретенному способу, и, следовательно, не имеют отношения к имени Ньепса. После долгих размышлений Изидор соглашается с доводами Дагера и они заключают этот роковой договор, по которому имя Ньепса устраняется от изобретения, а прибыли с этого предприятия делятся пополам между сыном Нисефора и Дагером (так же как это было установлено в предыдущих договорах).

ДАГЕРРОТИП.
Сделавшись единоличным изобретателем фотографии, Дагер (не думаю, что долго размышляя и сомневаясь) решает увековечить свое имя в названии способа получения изображения при помощи света.
Слово «дагер(р)отип» появляется в документах в 1838 году. В письме 28 апреля 1838 года Дагер сообщает об этом Изидору в приписке, как бы между делом: «Я окрестил свой способ так: дагерротипия»*8.
Так возникло слово, которое уже через несколько месяцев было известно всему миру, слово, которое обессмертило имя самого Дагера, как он этого и желал.
Но это название, к печали Дагера, не стало окончательным. Оно сохранилось только за его способом и сейчас уже мало кому хоть о чем-то говорит. Как известно, он обнародовал свое изобретение в Парижской Академии наук 7 января 1839 года. Немедленно после этого, о своем способе фотографии сообщил английский изобретатель Уильям Генри-Фокс Тальбот. 31 января 1839 года он сделал в Королевском обществе доклад «Некоторые выводы об искусстве фотогеничного рисунка, или о процессе, с помощью которого предметы природы могут нарисовать сами себя без помощи карандаша художника».

…ТИПЫ.
С помощью Дагера тщеславие вошло в моду у изобретателей фотографии и они постоянно называли свои способы в честь самих же себя.
Способ Тальбота в последствии получил название «тальботипия» (известная в наше время как «калотипия» (греч. καλός — красивый, τύπος — отпечаток)), способ Ньепса де-Сан-Виктора (негативы на стекле, покрытом альбумином) – «ньепсотипии», а коллоидный способ – «арчеротипия» (другой вариант «амбротипия»*9 (от др.-греч. ἀνβροτός — «бессмертный», и τύπος — «отпечаток»))и т.д.

ФОТОГРАФИЯ.
Но для большинства есть только одно слово, обозначающее все эти способы, помогающие запечатлеть изображение при помощи света. И это слово - «фотография»! Но кто же первый произнес его? Существует два мнения:
1) Его произнес физик Франсуа Араго в своем докладе об открытии Дагера в палате депутатов 3 июля 1839г. Но, лично я, в этом сомневаюсь. Для Дагера имел огромное значение тот факт, что изобретение называется в его честь. Тем более, что доклад в палате депутатов – это не базар под семки во дворе с пацанами, поэтому свидетельство и фиксация того, что именно Дагер является изобретателем данного способа была особо важна в данном случае.
2) British Phototgraphic Almanac от 1925г. утверждает, что этим человеком был Джон Гершель. В 1819 г. он в своем докладе в Королевском обществе рассказывал о средстве для удаления хлорида серебра. Благодаря этому новому химикату стало вообще возможным закрепление изображения на основе аргентума. При оглашении результатов исследований в Королевском обществе Гершель использует словосочетание «письмо светом».
Оно и прижилось. Уже в конце 1839 года «фотография» была в ходу. Сначала под этим словом подразумевался только отпечаток на бумаге, а не на пластинке (т.е. не дагерротип, амбротип, цианотипия), но для нас сегодняшних, все это уже - история:)


ПРИМЕЧАНИЯ.
*1Академик Гемель Иосиф Христофорович (1788-1862) – ординарный академик по части технологии. Всю жизнь посвятил историческим изысканиям о разных изобретениях и открытиях в технических искусствах.
*2Где сейчас эта коллекция – ума не приложу. Если кто-то что-то знает о ней – поделитесь!
*3Georges Potonniée. Histoire de la decouverte de la photographie. Paris, 1925. p.72.
*4Fouque. “La vérité de l”invention de la Photographie. Nicéphore Niépce, sa vie ses essays, ses travaux”. Paris, 1867. p.122
*5 «Notice sur Héliographie». Там же, р.167
*6Если вы не в курсе событий, то первым, кто смог закрепить изображение, полученное с помощью света, стал французский изобретатель Нисефор Ньепс. Он со своим братом просадил все средства на различные изобретения, но так и не разбогател. К концу своей жизни Ньепс очень нуждался в средствах для дальнейшей работы, и 14 декабря 1829 года он заключил партнерский договор с весьма обеспеченным парижским художником Жаком Луи Дагером. Ньепс поделился с Дагером всеми своими успехами, рецептами и опытом, Дагер же, в ответ – деньгами. В договоре было категорически установлено, что: «упомянутое изобретение никогда не может быть опубликовано иначе как под именами (Ньепс-Дагер), обозначенными в параграфе первом».
В 1833 году Ньепс умер, так и не окончив своих исследований. После этого все права на изобретение перешли к его сыну Изидору. 9 мая 1835 года Изидор Ньепс и Жак Луи Дагер заключили новый договор, в котором говорилось о переименовании товарищества в «Дагер-Ньепс». Дагер постоянно настаивал на том, что его вклад в изобретение с каждым годом становится все больше. И в 1838 году (под натиском доводов Дагера) они по новой заключают договор, по которому Дагер становится единоличным изобретателем «гелиографии». Спустя год, предприимчивый и хитрый парижский художник становится известен всем как изобретатель того, что мы сейчас называем фотографией, а о заслугах Ньепса долгое время ничего не известно. Его вклад открыли и оценили лишь в ХХ веке.
*7Мне вот интересно… почему это, если Ньепс рассказывал о своем изобретении в Королевском обществе, он не получил никакого отклика? Ведь спустя 10 лет у Дагера дело выгорело. Да и вообще сам факт презентации фотографии Ньепсом в 1827 году сомнителен. О нем редко где говорится.
*8«J’ai baptisé mon proc éd é ainsi Daguerreotipe»
*9Со словом «амбротип» есть тоже интересная история. Сам процесс в 1851 году изобрел англичанин Фредерик Скот Арчер. Но он его не запатентовал. Зато это сделал американец Джеймс Ансон Каттинг. Он предложил новый способ монтирования изображения. Благодаря тому, что снимок покрывался лаком и сверху накрывался еще одним стеклом, он становился очень прочным, «вечным». Каттинг не изобретал по новой самого мокроколоидного процесса. Только подачу. Еще одним хорошим изобретением для амбротипии стала подложка. Так же предложенная Каттингом. Она делал из негативного изображения позитивное. Американец был на столько горд своим изобретением, что даже сменил имя и стал называться Джеймс Амброуз Каттинг! Вот такая история тщеславия)))

* * *
* * *
[User Picture]
On May 15th, 2011 01:18 pm (UTC), agnesvogeler commented:
Отлично, отлично.))))
* * *

Previous Entry · Leave a comment · Share ·